
«Тор-3» на экранах: Ума Валхалла

В кинотеатрах – «Тор. Рагнарек», третья часть саги студии Marvell. Честная попытка превратить комикс в краткий гид по скандинавской мифологии и современному кино. С умопомрачительной — впрочем, как всегда — Кейт Бланшетт.
Во вселенной комиксов студии Marvell «Тор» проходит по разряду за «умный экшн». Пестрые картинки по мотивам скандинавской мифологии с самого начала преподносились как нечто более изысканное, чем разнородные «Мстители». Рассчитаны они были на публику, хоть примерно знающую, чем Валхалла отличается от валькирии.
В них привлекали серьезных актеров – вроде Энтони Хопкинса, который любую ерунду превратит в Шекспира. Первого «Тора» снимал собственной персоной Кеннет Брана, лучший из живых шекспировских трагиков. На второй части, «Царстве тьмы», тонкость выделки принесли в жертву эффектам, и к делу привлекли Алана Тейлора, телевизионщика, приложившего руку к «Игре престолов», – и зря: что сериал представляет собой сагу 2.0 и так ясно, а прививка стилистики канала HBO фильму пошла только во вред.
Поэтому в третьей части глава Marvell’a Кевин Файги снова привлек к делу самых серьезных профессионалов. Исключением стал автор сценария – если первую часть адаптировал для кино сценарист «Спасти рядового Райана» Роберт Родэт, а на вторую была брошена группа спецов в области блокбастеров, то здесь за всех отдувается дебютант Эрик Пирсон. Сюжет тут изначально – штука сугубо формальная, не ради него ленту стоит смотреть. Вполне стандартная интрига: Тор и Локи сталкиваются со злодейкой-богиней Хеллой, которая хочет уничтожить мир, и вступают с ней в смертельную схватку. Комикс и комикс.
Куда любопытнее, как этот нехитрый сюжет реализуется на экране. В режиссерское кресло посадили новозеландца Тайку Вайтити, имя которого некоторое время назад гремело на фестивалях в Берлине и на Санденсе, главном в мире форуме независимого кино. В 2010 его драма «Мальчик» получил на последнем приз, потом подряд вышли его уморительный ужастик «Реальные упыри» и комедия «Охота на дикарей». Любой материал Вайтити умеет подать легко, игрово, иронично. Отлично это вышло у него и здесь. Без дуракаваляния и комикования получилось сделать увлекательное, бойкое зрелище, лишенное пафоса.
Тем более бойкое, что снял его в качестве оператора Хавьер Агирресаробе, соавтор Вуди Аллена и Педро Альмодовара. Комментарии, думаю, излишни: такое сотрудничество само по себе – знак качества и визитная карточка. Этот «Тор» как визуальное произведение – вещица куда более тонкой выделки, чем можно было ожидать. Тут есть место и выверенной до миллиметра композиции, и эффектным играм со светом. Всему тому, чем Агирресаробе знаменит и замечателен.
С актерами – та же история. «Тор» выезжает на тех мощных экранных паровозах, которые успел захватить. К Крису Хемсворту (Тору), Тому Хиддлстону (Локи) и сэру Энтони Хопкинсу (Одину) присоединился Бенедикт Камбербэтч из другого марвелловского блокбастера, «Доктора Стрэнджа». Чтоб два раза не вставать, что называется: контракт со студией подписан, актер большой, отчего не привлечь к общему делу. Но главный козырь – Кейт Бланшетт в образе главной злодейки Хеллы. У нее, конечно, есть мощный опыт существования в нордической фантастике – играла Галадриэль в «Хоббите». Но любим мы её не за это. Бланшетт – единственная настоящая живая кинодива, персона грата в любом сюжете. Одного её присутствия на экране достаточно, чтобы придать смысл любой картине. Но просто присутствовать она не умеет – из самого примитивного материала старается сделать большую, сложную, драматичную роль. Так и тут: могла бы ограничиться демоническим похохатыванием и парой огненных взглядов. Но нет, её Хелла оказывается сложной, вот уж точно эпического масштаба богиней. Этот образ – главная победа «Марвелла» за очень долгое время. Благодаря ему – а также операторской виртуозности Агирресаробе и иронии Вайтити третий «Тор» стал едва ли не лучшим кинокомиксом в фильмографии Marvell’a. Студию с таким фильмом можно только поздравить.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36